Preview

Ориенталистика

Расширенный поиск

Сведения об истории государств Шан и Чжоу в Шу-цзине («Канон записей»)

https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-4-874-889

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена выделению и систематизации содержащихся в Шу-цзине («Канон записей») сведений исторического характера, а также выявлению целей, которые преследовали авторы глав этого памятника. Исследование показало, что отбор сведений об истории этих периодов преследовал цели: оправдать насильственное смещение законного правителя (концепция «небесного повеления» тянь-мин 天命), показать невозможность для правителя управления государством без активного участия мудрых сановников, оправдать перенесение столицы в 771 г. до н.э. на примере более ранних прецедентов.

Для цитирования:


Попова Г.С. Сведения об истории государств Шан и Чжоу в Шу-цзине («Канон записей»). Ориенталистика. 2019;2(4):874-889. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-4-874-889

For citation:


Popova G.S. Historical data from Shu-jing regarding the states Shang and Zhou (“The Canon of Writings”). Orientalistica. 2019;2(4):874-889. (In Russ.) https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-4-874-889

Введение

Шу-цзин 一 один из наиболее значимых для китайской культуры письменных памятников общественной мысли Древнего Китая, вхо­дящий в У-цзин 五經(《Пятиканоние») и Ши-сань-цзин 十三經 («Тринадцатиканоние»). Дошедший до наших дней вариант Шу-цзина восходит к тексту памятника, высеченному по приказу императора Вэнь- цзуна (827-840) на каменных стелах в 837 г. Он состоит из четырех частей: Юй-шу 虞書(《Записи о [временах Шуня из] Юй») - пять глав, Ся-шу 夏書(《Записи [государства] Ся») - четыре главы, Шан-шу 商書 («Записи [государства] Шан») - 11 глав и Чжоу-шу 周書(《Записи [госу­дарства] Чжоу») - 30 глав. Основная часть глав сборника была записана в первой половине периода Чунь-цю (770-453 гг. до н.э.). Более поздни­ми произведениями рубежа Чунь-цю - Чжань-го (453-221 гг. до н.э.) являются главы первой части, а также глава 4.4 Хун фань.

Большинство глав Шу_цзина являются литургическими произведе­ниями категории «записи» (шу 書),т.е. представляют собой прозаиче­ские литургические произведения, декламировавшиеся в ходе религи­озных и дворцовых церемоний. Они включают речи монархов, произне­сенные по поводу событий государственной важности: переселения или постройки новой столицы, начала или завершения войны, пожало­ваний титулов, назначений на должности и пр. Они составлялись на основе неких «документов», создававшихся представителями жрече­ства перед проведением государственно значимых церемоний. Примерами наиболее ранних шу могут служить фрагменты надписей на бронзовых сосудах периода Западного Чжоу (1027-771 гг. до н.э.) [1].

Таким образом, источником сведений о западночжоуском периоде истории могли служить произведения, создававшиеся для проведения государственных ритуалов. Что касается произведений, содержащих све­дения об истории враждебного чжоусцам государства Шан, то источни­ком для них могли послужить исторические предания о государях древ­ности, бытовавшие в среде этнических шанцев.

Шу, сохранившиеся в составе Шу-цзина, были записаны в конце Западного Чжоу - начале Чунь-цю. Они являются ценным историческим источником. Поскольку б0льшая часть вошедших в Шу-цзин произведе­ний представляет собой речи, посвященные либо описанию принципов управления государством, либо оправдывающие насильственное смеще­ние законного правителя, в них очень мало исторических повествова­ний, т.е. развернутых рассказов, описывающих конкретное историческое событие [2, с. 113]. Исторические сведения (упоминание имен правите­лей, событий и дат) очень кратки, играют вспомогательную роль, явля­ясь доказательной базой рассуждений, нравоучительным примером для будущих правителей и преамбулой к речам, вложенным в уста историче­ских персонажей. В некоторых случаях интерпретация имеющихся в гла­вах Шу-цзина сведений возможна только при сопоставлении с другими письменными памятниками: «Предисловиями к записям» (Шу-сюй 書序) или «Историческими записками» (Ши-цзи 史紀).Тем не менее именно в качестве исторического источника Шу-цзин воспринимался в течение длительного времени уже начиная с периода Чжань-го: многие авторы этой эпохи, включая и труд Сыма Цяня, говорили о событиях Шан и Западного Чжоу именно так, как они представлены в Шу-цзине.

Данная статья посвящена выделению и систематизации содержа­щихся в главах Шу-цзина сведений исторического характера, сохранив­шихся в шанском и чжоуском разделах сборника, а также расположению их в хронологической последовательности.

* * *

Выбор исторических сведений авторами глав был подчинен необхо­димости аргументировать определенные идеи. Одной из них было оправдание насильственного смещения законного правителя. Истоки этой моральной проблемы для чжоусцев кроются в двух событиях: убий­стве последнего шанского вана в 1027 г. и убийстве чжоуского Ю-вана (795-771 гг. до н.э.). События 1027 г. спровоцировали зарождение кон­цепции «небесного повеления» (тянь мин 天命),о чем свидетельствуют фрагменты надписей на бронзовых сосудах Западного Чжоу. Например, в надписи на сосуде Да-юй-дин 大盂鼎 периода правления Кан-вана (1004-984 гг. до н.э.) сказано: «Инь утратило повеление [Неба]» [4, с. 352]. В надписи на сосуде Ши-сюнь-гуй 师询簋 периода правления И-вана II (887-857 гг. до н.э.) также указано: «Ослепительные ваны Вэнь и У полу­чили небесное повеление и покарали Инь…Достославные Вэнь-ван и У-ван получили небесное повеление и распространили свою власть на четыре стороны света» [5, с. 145, 208].

В Шу-цзине представлен более завершенный вариант этой концеп­ции. Ее суть состоит в следующем: каждая правящая династия основыва­ется исключительно добродетельным человеком, который в момент бедственного положения народа получает «небесное повеление» - раз­решение управлять государством, для чего необходимо свергнуть суще­ствующего государя, который является причиной бедствий народа. Небо оберегает государство и монарха, пока он добродетелен, однако у добро­детели есть свойство со временем ослабевать, поэтому каждый последу­ющий носитель высшей власти менее добродетелен. Видя ослабление добродетели государя, Небо ниспосылает стихийные бедствия в каче­стве предупреждения, и в этом случае у того есть возможность испра­вить ситуацию. Когда добродетель иссякает полностью, Небо передает повеление более добродетельному человеку, и он получает право низло­жить законного правителя и занять его место. Таким образом, един­ственным гарантом благополучия государства и сохранения власти является добродетель государя и выполнение им заветов основателя династии, который обладал наивысшей добродетелью. Большая часть исторических сведений, содержащихся в Шу-цзине, приводится в под­тверждение этой концепции.

Количество глав, посвященных речам и деяниям мудрых сановников ванов прошлого, указывает на стоявшую перед авторами задачу пока­зать невозможность единоличного управления государством для вана вне зависимости от его добродетельности. Это является свидетельством некоего социального запроса усиливавшейся с конца Западного Чжоу аристократии, претендовавшей на более активную роль в управлении государством.

В Шу-цзине историческая информация представлена в следующих формах.

  1. «Упоминание» - перечисление имен правителей и их помощников. Некоторые «упоминания» ценны тем, что в них указываются имена пра­вителей в хронологической последовательности. Например, в главе 15 сказано: «иньские Чжун-цзун, Гао-цзун, Цзу-цзя и чжоуский Вэнь-ван были мудры».
  2. «Краткое сообщение» - сообщения, в которых называется одно историческое событие, в некоторых случаях указывается его дата. Как правило, «краткие сообщения» ограничиваются одним предложением. Источником подобных сведений, если исходить из их структуры и содер­жания, могли быть «хроники». Совместив несколько «кратких сообще­ний», касающихся одного и того же исторического события, но находя­щихся в разных главах, можно получить его развернутое описание.
  3. «Историческое повествование» - описание исторического собы­тия, состоящее из нескольких предложений и имеющее несколько эта­пов. «Историческое повествование» образовано последовательностью «кратких сообщений» в пределах одного фрагмента текста.
  4. «Характеристика» - развернутое описание моральных или адми­нистративных качеств правителя или его помощника. Основное внимание уделено правителям Шан и первым правителям Чжоу. Характеристика правителей в Шу-цзине повлияла на представление об этих людях в более поздний период и служила политическим целям дискредитации правителей путем ссылки на исторические прецеденты.

Сведения об истории государства Шан (ок. 1300-1027 гг. до н.э.)

  1. Чэн-тан 成湯

Первый шанский ван Чэн-тан, в соответствии с концепцией «небес­ного повеления», охарактеризован в Шу-цзине как добродетельный пра­витель. Например, в главе 3.2 сказано: «[Чэн-тан] избегает [непристой­ной] музыки и красивых [женщин], не накапливает алчно [ценные] вещи. [Когда] добродетель [его] чиновников прекрасна, [он] поощряет [их, если их] заслуги прекрасны, [он] награждает [их. Он] руководит людьми [так, как руководил бы] собой, исправляет ошибки, не стыдясь [этого. Он] великодушен, человечен и искренен с несметным народом».

По сведениям, содержащимся в главах 3.4 и 4.16, его помощником был И-инь 伊尹:《когда Чэн-тан получил [небесное] повеление, у него был такой [помощник как] И-инь» (глава 4.16). Он занимал должность э_хэна 阿衡(глава 3.5). Один из фрагментов главы 3.8 свидетельствует о том, что занимаемая им должность также называлась бао_хэн 保衡.

Столицей Шан в тот период был город Бо 亳(глава 3.4).

В правление Чэн-тана состоялось несколько военных походов. По-видимому, наиболее крупным был поход против правителя государ­ства Ся - Цзе 梁.Согласно сведениям, содержащимся в главе 3.5, государ­ство Ся находилось к западу от Шан. Сражение между войсками Шан и Ся произошло при Минтяо 鳴條(глава 3.4). Побежденный правитель Ся был сослан Чэн-таном в Наньчао 南巢(глава 3.2).

По-видимому, позднее Чэн-тан совершал походы на юг и восток. Это следует из фрагмента главы 3.2: «[Когда он] направился на восток, воз­роптали западные и, [когда он] направился на юг, возроптали северные ди». Чэн-таном был предпринят еще один поход против одного из удель­ных правителей Гэ-бо 葛伯.В качестве повода к военным действиям ука­зано пренебрежение к жертвоприношениям. В главе 3.2 сказано: «Когда Гэ-бо воспротивился [принесению жертвенных] угощений, [Чэн-тан] покарал [правителя] Гэ».

  1. Тай-цзя 太甲

Имя следующего за Чэн-таном вана не упоминается в текстах глав шанского раздела (если не считать названия главы 3.5 Тай-цзя), однако поскольку в главе 4.16 говорится: «У Тай-цзя был такой [помощник как] бао-хэн [И-инь]», можно с уверенностью утверждать, что вторым прави­телем Шан назван Тай-цзя. В посвященных времени его правления гла­вах 3.4-3.6 говорится только об обстоятельствах его восшествия на пре­стол и получения власти, т.е. о событиях, имевших место в течение пер­вых трех лет его правления.

В главе 3.4 указывается дата его вступления на престол: «[В день] и-чоу 12-го месяца первого года [правления нового вана] И-инь совер­шил жертвоприношение (цы) прежним ванам. [Он] поддержал наслед­ника вана в [храме], почтительно представляя его предкам (цзу)». Однако вскоре после этого И-инь, по-видимому, на некоторое время захватил власть, сославшись на недобродетельное поведение молодого вана, а его самого отправил в ссылку: «Ван-наследник не слушался [наставлений] э-хэна…[И-инь] ограничил [его свободу, поместив] в покои в Тун» (глава 3.5). Через три года он вернул власть Тай-цзя: «В новолуние 12-го месяца третьего года [правления Тай-цзя] И-инь преподнес вану-наследнику церемониальную одежду и вернул [его в столицу] Бо» (глава 3.5); «И-инь вернул управление [страной] своему владыке» (глава 3.6). Эти сведения являются наиболее ярким подтверждением усиления власти знати в период создания б0льшей части глав Шу-цзина.

  1. Тай-у 太戊(Чжун-цзун 中宗)

Сведения об этом ване содержатся в главах 4.15 и 4.16. В главе 4.16 названы имена его помощников: «У Тай-у были такие [помощники как] И-чжи и Чэнь-ху…жрец (у) [по имени] Сянь (咸)регулировал [отношения внутри] рода вана». Автор главы 4.16, перечисляя имена шанских ванов, называет его имя после имени Тай-цзя. Другое имя этого правителя, Чжун-цзун, упоминается в главе 4.15, там же указывается длительность его правления, однако понять, что оба эти имени принадлежат одному вану, невозможно без сопоставления со сведениями из других письмен­ных памятников, например, «Исторических записок» Сыма Цяня [8, с. 171].

В главе 4.15 сказано: «Некогда Чжун-цзун был ваном в Инь…Чжун- цзун 75 лет совершал жертвоприношения (сян) в [качестве главы] госу­дарства». Там же дается его характеристика: «добросовестно исполнял [свой долг, испытывал] благоговейный трепет перед [Небом], совершен­ствовал себя, [чтобы сохранить] небесное повеление, управлял народом, [испытывая] благоговейный страх [перед могуществом Неба], не смел быть легкомысленным и спокойным».

  1. Цзу-и 袓乙

Единственное упоминание об этом ване в главе 4.16 позволяет ска­зать о том, что он правил до У-дина, и назвать имя его помощника: «У Цзу-и был такой [помощник как] жрец [по имени] Сянь (賢)》. Согласно сведениям, имеющимся в «Предисловиях к записям», Цзу-и правил до Пань-гэна.

  1. Пань-гэн (ок. 1300 г. до н.э.)盤庚

В главе 3.7 упоминается событие, имевшее место в правление Пань- гэна - перенос столицы. Пань-гэн намеревался перенести столицу в Инь 殷,находившееся на противоположном от прежнего города берегу Хуанхэ: «Пань-гэн [хотел] переселить [шанцев] в Инь», «Переселяя народ, Пань-гэн начал переправу [через Хуан]хэ». Увещевая подданных, недовольных его действиями, он аргументирует необходимость пересе­ления, указывая на уже имевшие место исторические прецеденты: «К настоящему времени [наши правители] уже пять [раз переселяли жителей] удела».

6. У-дин 武丁(Гао-цзун 高宗)

Сведения о правлении У-дина можно найти в главах 3.8, 4.15 и 4.16. В шанском разделе в главе 3.8 его имя не названо, однако сопоставле­ние сведений, содержащихся в главах 3.8, 4.15 и 4.16, позволяет связать воедино все упоминания о нем. В главе 4.15 представлена его характе­ристика, включая длительность правления: «Гао-цзун долго трудился за пределами [двора] и там [общался] с простыми людьми. [Когда] он взошел на престол, то, [чтобы] показать [свою сыновнюю почтитель­ность, жил] в шалаше у могилы [отца] и три года не разговаривал. [Когда он наконец] заговорил, то [его речь] была гармоничной. [Он] не смел быть легкомысленным и спокойным, [он] осчастливил и умиро­творил удел Инь. Никто из его подданных не роптал. Поэтому Гао-цзун 59 лет совершал жертвоприношения (сян) в [качестве главы] государ­ства». Сходные сведения есть и в главе 3.8: «Ван пребывал в трауре по [своему отцу], искренне [горюя, он жил] в шалаше у [его] могилы три года. [Когда ван] снял траур, он [все еще] не разговаривал».

В качестве его помощников упоминаются Юэ 說(глава 3.8) и Гань-пань 甘盤(глава 4.16: «У У-дина был такой [помощник как] Гань-пань»). В главе 3.8 Гао-цзун говорит о себе: «Я <...> учился у Гань-паня, потом удалился в безлюдные земли и обосновался на [берегу Хуан]хэ. Оттуда [я] направился в Бо».

  1. Цзу-цзя 袓甲

Имеющиеся о нем сведения в главе 4.15 указывают на возможность нарушения порядка престолонаследия: «Цзу-цзя не должен был стать ваном, [он] долго был простолюдином. Он взошел на престол, зная, что является опорой простого народа, поддерживал народ [Шан] и сочув­ствовал [ему], не смел обижать вдовцов и вдов. Поэтому Цзу-цзя 33 года совершал жертвоприношения (сян) [в качестве главы] государства».

  1. Ди-и帝乙

Имя Ди-и в Шу_цзине упоминается в главах 4.10, 4.14 и 4.18. О нем говорится как о последнем добродетельном шанском ване: «С Чэн-тана и до Ди-и все [ваны] были совершенны» (глава 4.10); «Все [правители] от Чэн-тана до Ди-и выявляли добродетельных и поддерживали [порядок] совершения жертвоприношений» (глава 4.14); «Вплоть до Ди-и не было [правителей], не постигших добродетель» (глава 4.18).

  1. Шоу 受

Характеристика последнего шанского вана в Шу-цзине, в соответ­ствии с концепцией «небесного повеления», отрицательная: «Шанский ван Шоу непочтительно [относится] к верховному Небу, [которое за его преступления] ниспосылает бедствия простому народу. [Он] предается пьянству и окружает [себя] красивыми [женщинами], осмеливается действовать излишне жестоко, наказывает людей вместе с родственни­ками, [назначает] чиновниками людей [только за заслуги их] предков. [Его желание сооружать] дворцовые покои, вышки на башнях, пруды и водоемы, [иметь] роскошную одежду вредит [представителям ста] родов десяти тысяч [областей. Он казнит] сожжением искренних и [пытает] огнем благородных, вспарывает [животы] беременным жен­щинам» (глава 4.1).

В его правление наблюдалось усиление государства Чжоу, проявив­шееся в расширении его военной экспансии: Си-бо 西伯(будущий Вэнь-ван) захватил царство Ли 黎(глава 3.10). Это единственный случай упо­минания титула Си-бо в главах Шу-цзина, поэтому установить связь между именами Си-бо и Вэнь-ван можно только при сопоставлении с другими произведениями.

* * *

Таким образом, сведения об эпизодах истории Шан содержатся как в шанском, так и чжоуском разделах Шу-цзина. В основном они касаются упоминания имен и краткой характеристики шанских ванов, для трех из них указывается продолжительность правления (Тай-у, Гао-цзун и Цзу-цзя). Много внимания также уделено перечислению имен помощников шанских ванов. Сведения о военных действиях относятся только к прав­лению Чэн-тана. Степень достоверности приводимых сведений разная. К примеру, шанские гадательные надписи подтверждают часть имен упомянутых в Шу-цзине шанских правителей и их помощников: это имена Чэн-тана, И-иня, Тай-цзя, Цзу-и, Пань-гэна, У-дина [10; 11, с. 43].

Сведения об истории Западного Чжоу (1027-771 гг. до н.э.)

  1. Ранние правители Чжоу

Самые хронологически ранние сведения о правителях государства Чжоу восходят к упоминанию предков чжоуского Вэнь-вана в главах 4.3 и 4.6: Гун-лю 公劉,Тай-вана 太王 и Ван-цзи 王季.Из «Исторических запи­сок» Сыма Цяня известно, что Гун-лю был одним из родоначальников чжоуского дома, Тай-ван - одним из ранних правителей, а Ван-цзи - отцом Вэнь-вана [12, с. 180, 306, прим. 23]. Тай-ван и Ван-цзи охарактери­зованы как правители, которые «могли обуздать [свои желания] и трепе­тать перед [могуществом Неба]» (глава 4.15). В главе 4.3 говорится об их деяниях: «Гун-лю постарался [завершить] подвиги предков, но именно Тай-ван заложил основы следования [пути прежних] ванов, [затем] Ванцзи трудился на [благо] рода вана».

  1. Вэнь-ван 文王(Си-бо 西伯)

Вэнь-ван охарактеризован в Шу_цзине как идеальный правитель: «Вэнь-ван в скромной одежде трудился [во имя] благоденствия [народа, обрабатывая] поля. [Он был] прекрасен, кроток, совершенен и почтите­лен, [он] жалел и поддерживал простой народ, сочувствовал немногочис­ленным вдовцам и вдовам. С утра до второй половины дня [он] не имел свободного времени для отдыха и еды, [поскольку, забыв о себе], умиро­творял народ десяти тысяч [уделов]. Вэнь-ван не смел предаваться раз­влечениям и охоте» (глава 4.15).

В главе 4.15 говорится о продолжительности его правления: «Вэнь- ван получил [небесное] повеление в среднем возрасте, он 50 лет совер­шал жертвоприношения в [качестве главы] государства». Его помощни­ками были Го-шу 虢叔,Хун-яо 閎夭,Сань И-шэн 散宜生,Тай-дянь 泰顛 и Нань-гун Гуа 南宫括(глава 4.16).

Среди его заслуг указывается основание государства в «западных землях» (глава 4.10). В его правление состоялся успешный военный поход против царства Ли 黎(глава 3.10).

  1. У-ван 武王(Фа 發1027-1025 гг. до н.э.)

Единственным событием правления У-вана, представлявшим инте­рес для авторов глав Шу_цзина, являлся организованный им военный поход против Шан. Хронику событий похода можно составить из «крат­ких сообщений» в разных главах.

«В [день] жэнь_чэнь первого месяца приближалось [время] убывания луны. Утром на следующий день гуй-сы ван выступил из Чжоу, [чтобы] напасть на Шан» (глава 4.3).

«Весной 13-го года [состоялся] великий съезд в Мэнцзинь» (глава 4.1).

«[В день] у-у ван остановился на северном [берегу Хуан]хэ. Съезд государей [областей] вместе с войсками был завершен» (глава 4.1).

«[В день]у-у войско переправилось через Мэнцзинь. [В день] гуй-хай [войско] выстроилось в предместье [города] Шан, ожидая благословен­ного повеления Неба. В предрассветный час [дня] цзя-цзы Шоу возгла­вил свои подобные лесу отряды и собрал [их] в Муе» (глава 4.3).

«В предрассветный час [дня] цзя-цзы ван прибыл в Муе, [находив­шееся] в предместье шанской [столицы]» (глава 4.2).

«В четвертом месяце, в новолуние, ван вернулся из Шан, прибыл в Фэн» (глава 4.3).

Указанные в главах Шу-цзина датировки отдельных событий могут отличаться от сведений, содержащихся в других произведениях, что говорит об одновременном бытовании различных вариантов описания похода. Например, в главе 40 Ши-фу-цзе 世俘解 И-Чжоу-шу сказано: «В [день] бин-чэнь первого месяца приближалось [время] убывания луны, утром дня дин-сы ван выступил из Чжоу, [чтобы] напасть на шан­ского вана Чжоу[-синя]». Данное предложение почти дословно повторя­ет соответствующий фрагмент главы 4.3, однако указанные в них дни не совпадают.

  1. Чэн-ван 成王 (1024-1005 гг. до н.э.)

В начале правления Чэн-вана произошел мятеж младших братьев У-вана и наместника в Шан под предлогом узурпации власти регентом Чжоу-гуном: «[После того как] У-ван умер, Гуань-шу и его младшие братья распространили слух по стране. [Они] говорили: “[Чжоу]-гун не [принесет] пользы старшему сыну [У-вана]”. <...> Чжоу-гун пребывал на востоке в течение двух лет, [пока] преступники не были схвачены» (глава 4.6); «Ничтожный [правитель] Инь кичится [своим] своеволием, [он] осмеливается устанавливать свои порядки... [он] говорит: “Я вос­становлю [свою власть]!”》(глава 4.7).

В главе 4.17 перечислены имена заговорщиков и назначенные им наказания: «Когда Чжоу-гун занимал пост чжун-цзая. дядья [вана] рас­пространили [безосновательные] слухи о [нем]. Это привело к казни Гуань-шу, [правившего] в Шан; заключению Цай-шу в темницу в Голинь вместе с [приближенными, поместившимися] на семи повозках; низведе­нию Хо-шу в простолюдины и исключению [его имени в записях] на три года. Цай-чжун был почтителен и добродетелен, [поэтому] Чжоу-гун воз­вел [его в ранг] цин-ши. [После того как Цай]-шу был устранен, [ван] повелел ему управлять уделом Цай».

В Шу-цзине действия Чжоу-гуна в данной ситуации описываются как пассивные, в И-Чжоу-шу, напротив, именно он подавил мятеж: «Чэн-ван унаследовал [престол, но, поскольку он] был молод и неопытен, то не мог выполнять [обязанности] сына Неба. Чжоу-гун временно замещал [его] и управлял Поднебесной. [Он] пресек [попытку] мятежа и через шесть лет полностью упорядочил Поднебесную» (глава 55).

Основное внимание в главах, относящихся ко времени правления Чэн-вана, сосредоточено на строительстве новой чжоуской столицы в 2018 г. до н.э. В новую столицу должны были переселиться шанцы, о чем говорится в главах 4.14 и 4.24: «[Чжоу-гун] остерегался неразумно­го народа Инь, [поэтому] переселил [их] в Лои» (глава 4.24). Ритуальные и административные действия сановников Чэн-вана описываются под­робно и с датировками. Хроника событий может быть составлена из фрагментов «исторических повествований» и «кратких сообщений» раз­ных глав:

«Во втором месяце, утром [дня] и-вэй через шесть дней [после насту­пления] полнолуния ван выехал из Чжоу и прибыл в Фэн. Великий хра­нитель (тай-бао) до [прибытия] Чжоу-гуна выбрал гаданием [место] для строительства [нового города]. Через три месяца в [день] бин-у на [небе появилась] молодая луна. Через три дня утром в [день] у-шэнь великий хранитель (тай-бао) прибыл на [берег реки] Ло[шуй, выбрал] гаданием (бу) место для [нового города]. Получив [результаты] гадания (бу), [он начал] размечать границы [будущего города]. Через три дня в [день] гэн-сюй великий хранитель (тай-бао) вместе с иньскими [аристократами начал] заниматься [разметкой] расположения [города] в излучине [реки] Ло[шуй]. Через пять дней в [день] цзя-инь [работа над разметкой] была завершена. Утром на следующий день и-мао Чжоу-гун прибыл на [берег] Ло[шуй] и осмотрел разметку границ нового города. Через три дня в [день] дин-сы в предместье принесли в [жертву] двух быков. На следу­ющий день у-у в новом городе на алтаре (шэ) были принесены в жертву бык, баран и свинья. Через семь дней утром [дня] цзя-цзы Чжоу-гун согласно записи (шу) повеления [вана] для иньских [аристократов раз­личных] уделов, [имеющих титулы] хоу, дянь, нань и бо, приказал им и простому [народу] Инь приступить к [строительству]» (глава 4.12).

«Чжоу-гун выбрал гаданием [место] в восточных землях. “Утром в [день] и-мао я прибыл в местность на [берегу] Ло[шуй]. Я совершил гадание (бу) к северу от [Хуан]хэ около [реки] Лишуй, затем я совершил гадание (бу) к востоку от [реки] Цзяньшуй и к западу от [реки] Чаньшуй. [Гадание] указало на Ло[шуй]. Я снова совершил гадание (бу) к востоку от Чаньшуй, и снова [получил указание] на Ло[шуй]”》 (глава 4.13).

«В третьем месяце в [период] убывания луны Чжоу-гун приступил к строительству нового великого города в восточной [части] государства на [берегу реки] Ло[шуй]» (глава 4.9).

«Ван повелел Чжоу-гуну остаться [в Лои], сделать запись (цэ) об [этих событиях] и обнародовать обращение. [Это произошло] в 12-м месяце. седьмом году [правления Чэн-вана]» (глава 4.13).

«В третьем месяце Чжоу-гун начал [править] в новом городе Ло» (глава 4.14).

Сведения о военных действиях в период правления Чэн-вана имеют­ся в главе 4.20: «Успокоив десять тысяч уделов, чжоуский ван объехал с [осмотром уделы, находящиеся под управлением] хоу и дянь, [совер­шил] четыре карательных похода против не явившихся ко двору и уми­ротворил свой несметный народ. Владыки шести владений (фу) подчи­нились [влиянию его] добродетели. [Затем ван] вернулся в Цзунчжоу».

Заключительные сведения о Чэн-ване относятся к концу его жизни и передаче престола его сыну Чжао (Кан-ван). Они содержатся в главе 4.22. «В четвертом месяце в [период] убывания луны вана [охватила] печаль. [В день] цзя-цзы ван [совершил обряд] омовения водой. <...> Затем [он] призвал великого хранителя (тай-бао) Ши, Жуй-бо, Тун-бо, Би-гуна, Вэй- хоу, Мао-гуна, ши-ши*, ху-чэнь, сто правителей (инь) и юй-ши. Ван сказал: “О, недуг распространился по всему [телу, моя жизнь] в опасности, немощь с каждым днем усиливается. [Я] скоро умру и боюсь, что не смогу [произнести] речь о [передаче престола] наследнику, поэтому я [дам] подробное наставление и повелеваю вам [сделать это вместо меня]. <...> почтительно поддержите [моего] старшего сына Чжао”».

  1. Кан-ван 康王(Чжао 釗1004-967 гг. до н.э.)

К периоду правления Кан-вана относятся главы 4.23 и 4.24. Первая содержит его речь сразу же после восшествия на престол, вторая - речь о назначении некоего Би-гуна управлять жителями восточного предме­стья Чэнчжоу. Второе событие, по-видимому, произошло через 36 лет после строительства Лои, т.е. в 982 г. до н.э., о чем свидетельствует фраг­мент текста главы 4.24: «[Чжоу-гун] остерегался неразумного народа Инь, [поэтому] переселил [их] в Лои, [чтобы они], находясь рядом с домом вана и [имея] пример для подражания, усвоили наставления [чжоуских ванов. С тех пор] уже прошло три периода по [12 лет]».

События, упоминаемые в дальнейших главах Шу-цзина, очевидно, относятся к правлению более поздних ванов, поскольку в главе 4.25 упо­минаются имена четырех ванов: Вэнь-ван, У-ван, Чэн-ван и Кан-ван. Содержание глав 4.25-4.30 не позволяет установить период описываемых в них событий без сопоставления этих сведений с другими источниками, в частности, с «Предисловиями к записям» и «Историческими записками». Примечательно, что в Шу-цзине отсутствуют главы, посвященные событи­ям правления последнего вана Западного Чжоу Ю-вана (781-771 гг. до н.э.), получившего негативную характеристику историографов в соответ­ствии с концепцией «небесного повеления» в других произведениях.

* * *

Таким образом, б0льшая часть чжоуского раздела посвящена собы­тиям периодов правления первых трех ванов Западного Чжоу: У-вана, Чэн-вана и Кан-вана. Оставшиеся главы без сопоставления со сведения­ми из других источников не представляется возможным отнести к опре­деленному периоду.

Основное внимание в чжоуском разделе уделено двум событиям: походу У-вана против Шан (главы 4.1-4.3) и строительству новой чжоуской столицы (главы 4.9, 4.12-4.13): их описания изобилуют датировка­ми и перечислением действий их участников. Несмотря на то что наибольшее количество глав чжоуского раздела касаются времени правле­ния Чэн-вана (4.7-4.22), значительный объем содержащихся в них сведений относится к Чжоу-гуну и подчеркивает его роль как доброде­тельного сановника.

Заключение

Количество сведений исторического характера в Шу_цзине обуслов­лено поставленными перед авторами задачами, самой главной из кото­рых является обоснование концепции небесного повеления, оправдыва­ющего смещение законного правителя. Значительная часть сведений исторического характера приводится в доказательство этой теории: например имена, характеристика и длительность правления шанских и чжоуских ванов; подробности военных походов.

Требованиям времени также соответствует желание авторов глав доказать невозможность успешного управления государством без опоры правителя на мудрых сановников. Количество внимания, уделенного сановнику Чэн-тана - И-иню, регенту малолетнего Чэн-вана - Чжоу-гуну, а также перечисление помощников шанских Тай-у, Цзу-и, У-дина и чжоуского Вэнь-вана свидетельствуют об ослаблении власти чжоуского вана и увеличении роли аристократии в управлении государством на рубеже Западного Чжоу - Чунь-цю.

Перенос чжоуской столицы в 771 г. до н.э., по-видимому, сопрово­ждался недовольством населения. Следствием этого стало включение в сборник произведений, содержащих сведения о перенесении столицы при шанском Пань-гэне (ок. 1300 г. до н.э.) и чжоуском Чэн-ване (1024-1005 гг. до н.э.).

Фрагментарность приводимых авторами глав сведений и их тесная связь с особенностями политической обстановки конца Западного Чжоу - начала Чунь-цю свидетельствуют о том, что элементы исторической информации в Шу-цзине являются не описанием прошлого, а «инструк­цией» по определению и пониманию исторической реальности. Исторические сведения настолько фрагментарны, что даже будучи систематизированы, дают весьма отрывочные сведения о государстве Шан и немного более подробные о начале существования государства Чжоу и правлении двух первых ванов.

Об авторе

Г. С. Попова
Институт востоковедения РАН
Россия
Попова Галина Сергеевна - младший научный сотрудник.


Список литературы

1. Попова Г. С., Ульянов М. Ю. Этапы истории шу 書 («Записей [речей госуда- рей]») и ши 詩 («Стихов»): от литургии до канона (XI–III вв. до н.э.). Общество и государство в Китае. 2018;48(2):332–367.

2. Ульянов М. Ю. Структура и содержание повествований в Чуньцю Цзочжуань («Комментарий Цзо к “Веснам и осеням”»): к характеристике исторической прозы в древнекитайской литературе. В: Проблемы литератур Дальнего Востока: сборник материалов VI Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 25–29 июня 2014 г. СПб.; 2014. Т. 2. С. 110–126.

3. Попова Г. С. Исследование, перевод и комментарий «Предисловия к записям» (Шу-сюй). Общество и государство в Китае. 2015;45(1):565–601.

4. Крюков М. В. Хуан Шуин. Древнекитайский язык. М.: Главная редакция восточной литературы; 1978.

5. Крюков В. М. Ритуальная коммуникация в Древнем Китае. М.; 1997.

6. Хань-юй да цзы-дянь 漢語大字典 = Большой словарь китайского языка.Сычуань цышу чубаньшэ 四川辞書出版社; 1992.

7. Меньшиков Л. Н. (ред.), Колоколов В. С. (пер.) Мэн-цзы. СПб.: Петербургское Востоковедение; 1999.

8. Попова Г. С. Шу-цзин = Канон записей. В: Большая российская энциклопе- дия. Т. 35. М.: Большая российская энциклопедия; 2017. С. 163.

9. Кузнецова-Фетисова М. Е. «Великий город Шан» (XIV–X вв. до н.э.) и его зна- чение в древней истории Китая. М.: Наука; Восточная литература; 2015.

10. Кучера С. Древнекитайские тексты: цзягувэнь и Шаншу – зерцало истории и культов Китая эпох Шан-Инь. Часть вторая. Восток (Oriens). 2004;(2):29–30.

11. Кучера С. Древнекитайские тексты: цзягувэнь и Шаншу – зерцало истории и культов Китая эпох Шан-Инь. Часть первая. Восток (Oriens). 2003;(1):42–52.

12. Сыма Цянь. Ши-цзи = Исторические записки. Т. 1. М.; 2001.

13. Хуан Хуай-синь 黄怀信. Ичжоушу хуэйцзяо цзичжу 逸周书汇校集注 = Сводный комментарий к сверенному тексту И-Чжоу-шу. Шанхай; 1995.

14. Цзинь гувэнь шаншу цюаньи 今古文尚书权译 = Полный перевод [версий] новых и древних письмен Шан-шу. Пер. и коммент. Цянь Цзун-у 钱宗武. Гуйчжоу; 1990.


Для цитирования:


Попова Г.С. Сведения об истории государств Шан и Чжоу в Шу-цзине («Канон записей»). Ориенталистика. 2019;2(4):874-889. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-4-874-889

For citation:


Popova G.S. Historical data from Shu-jing regarding the states Shang and Zhou (“The Canon of Writings”). Orientalistica. 2019;2(4):874-889. (In Russ.) https://doi.org/10.31696/2618-7043-2019-2-4-874-889

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7043 (Print)